30 ноября 2023 года в Тюмени Роспатент и Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС) при поддержке Центра трансфера технологий Тюменского государственно университета и Торгово-Промышленной палаты Тюменской области провели обучающий семинар «Региональные бренды России – новые точки роста». На семинаре специалисты доступно рассказали представителям регионального бизнес-сообщества и всем желающим о таких объектах интеллектуальной собственности как географическое указание (ГУ) и наименование места происхождения товара (НМПТ). Эта работа призвана содействовать росту благосостояния производителей уникальных отечественных товаров, развитию территориальных брендов, которые станут важным источником пополнения региональных бюджетов.
В работе семинара приняли участие: заместитель директора департамента экономики Тюменской области Евгений Вайсбек; заместитель председателя совета по интеллектуальной собственности ТПП РФ Руслан Мальков; заместитель президент ТПП Тюменской области Денис Хилько; начальник отдела экспертизы заявок на НМПТ и ГУ ФИПС Алексей Сычев; заместитель начальника Центра по взаимосвязям с органами власти ФИПС Денис Савченко, главный государственный эксперт по интеллектуальной собственности ФИПС Ирина Самохвалова, представители органов исполнительной власти, институтов развития, предприятий и организаций, осуществляющих производство народно-художественных промыслов, товаров, являющихся традиционными для региона и других производителей, чья продукция может стать «региональным брендом».
С приветственным словом выступил Евгений Вайсбек, который отметил значимость семинара, так как специалисты ФИПС расскажут, что такое ГУ и НМПТ и для чего нужно регистрировать свою продукцию.
Руслан Мальков рассказал о роли регионального бренда в структуре экономики. Среди главных целей создания региональных брендов он выделил повышение инвестиционной привлекательности регионов, укрепление конкурентных позиций и экономическое развитие за счет увеличения объемов производства. По его словам, многие представители бизнеса в России просто не задумываются о важности регистрации средств индивидуализации, поэтому недополучают прибыль и создают неоправданные риски для развития предприятия.
Алексей Сычев выступил с докладом на тему «Особенности правовой охраны ГУ и НМПТ в Российской Федерации» рассказав об особенностях правовой охраны НМПТ и ГУ, а также о том, кто и в какой степени получает преимущества от их использования. Так, по его словам, производителям это дает возможность отличать свою продукцию от продукции конкурента, успешно продвигать товар на рынке, что ведет к увеличению объемов реализации товаров. У потребителей вырабатывается доверие к производителю, возрастает уверенность в качестве товара и готовность больше платить за товар, маркированный ГУ или НМПТ. Интерес региона заключается в развитии экономики, повышении конкурентоспособности, репутации и туристической привлекательности.
Ирина Самохвалова рассказала о том, как надо подавать заявки на регистрацию, какие для этого необходимы документы, привела примеры уже зарегистрированных брендов Тюменской области в качестве ГУ и НМПТ.
Руководитель группы интеллектуальной собственности Центра трансфера технологий Тюменского государственного университета (ЦТТ ТюмГУ) Александр Волосников подвел итоги семинара, который собрал более 50 предпринимателей из Тюменской области, и выразил надежду на скорую регистрацию новых региональных брендов.